Музыковед Анна Петрова.
"Нелёгкая судьба ожидала танго.Мир разделился на его пламенных поклонников и не менее яростных противников.Одни видели в новом танце выражение психологии и мироощущение человека нового 20века, другие-кричали о верхе непристойности.Одни рукоплескали,другиетребовали запретить и заклеймить,церковь предавала анафеме, департаменты рассылали грозные циркуляры,полиция преследовала,на страницах газет шла ожесточённая полемика.В различных обществах,кружках и объединениях велись диспуты и читались научные доклады.В защиту танго привлекалась даже теория психоанализа Зигмунда Фрейда,кстати,тогда же завладевшая умами просвещённой публики.Где же была истина?Почему в начале 20 века этот танец всё же пришёлся ко двору?Помните,что танецэто, прежде всего,язык,но в каждое время люди говорят по-своему,каждое время вырабатывает свой язык,в том числе и танцевальный.Причём,танецэто не только и не просто язык,это стиль жизни,общения,самовыражения.
Стиль,по оригинальному замечанию одного из российских публицистов того времени,есть "одежда",в которую неизменно облекается мыслящее и творящее человечество.Стиль есть реактив,в котором проявляются его мысли и чаяния,его вкусы и верования.Стиль есть то,согласно чему можно определить удельный вес творящих его и живущих в веке его творчества.
В танце и в театре,пожалуй,яснее и отчётливее всего проявляются стиль того или иного времени.Недаром же их называют зеркалом современности.Но если это так?Что же отразило в себе танго?Вот свидетельства тех лет.
Незадолго до начала Первой Мировой войны,в разгар ожесточённой полемики вокруг танго в Москве вышла очень познавательная книга.Она так и называлась Книга о танго.Её автор публицист Бонч-Томашевский точно и проницательно определил и сущность этого танца,и причины его успеха
Двадцатый векпо-новому каменный век.Это есть век каменных громад,именуемых небоскрёбами.Мы уже не резвимся на девственной природе,но как сельди в бочке,набиты в серые железобетонные коробки, которые служат нам жилищами.Двадцатый век-это также есть век человека-маски,это век скрытых переживаний и таимого лика.
Ещё одной самой яркой очевидностью наших дней Бонч-Томашевский назвал американизацию жизни (и это в начале века),основными признаками которой он считал вытеснение открытого чувства,нормальной человеческой эмоциональности, умирание духовного начала в человеке и превращение его в подобие машины". . .