МОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО
Музыка Оскара Строка
Слова Александра Перфильева
Помнишь эту встречу с тобой
В прекрасном теплом Марселе,
Где мы с тобою сидели?
В берег бился синий прибой,
Но все умчалось, точно сон.
Стан твой нежный я обнимал
И твой ротик целовал.
Не забыть той встречи с тобой,
Когда прощалась ты со мной.
Прощай, прощай
Прощай, моя родная
Тебе я шлю мое последнее танго.
Я так любил тебя, я так страдаю,
Но ты не знала сердца моего.
Прощай, прощай
Прощай, моя родная
Не полюбить мне в жизни больше никого.
И о тебе одной лишь вспоминаю я
И шлю мое последнее танго.
Из репертуара Петра Лещенко (1898-1954).
Очи черные Старинный русский романс. М. Изд-во Эксмо, 2004. - подпись сл. и муз. О. Строка.
Мое последнее танго (в действительности, одно из первых танго Строка) написано в конце 1931 года в рижской тюрьме, куда композитор угодил за долги после неудачной попытки открытия собственного артистического ресторана Барберина. Это одна из песен, написанных Оскаром Строком и Марком Марьяновским в начале 1930-х в Риге и вошедших в репертуар начинающего вокальную карьеру Петра Лещенко. См. Барселона, Блины, Вино любви, Голубые глаза, Кавказ, Катя, Марфуша, Миранда, Мое последнее танго, Мусенька, Не покидай, я умоляю, Синяя рапсодия, Скажите, почему?, Спи, мое бедное сердце, Татьяна. Лещенко также взял в репертуар написанное в 1927-29 гг. танго Строка Черные глаза.
Из книги Дмитрия Драгилёва "Лабиринты русского танго" (Спб., Алетейя, 2008)
"Объявлять одно из первых и очень удачных танго последним шаг в высшей степени опрометчивый. Но каковы референции? Последняя встреча в кафе Марсель? Или в притоне Трех бродяг, о котором пелось у Юрия Милютина? Или последнее танго в аргентинской таверне?
15 сентября 1931 г. Строк открывает собственный дансинг на ул. Бривибас 31. На первом этаже нового дома ген. Сникера, построенного в модном функционалистском стиле неподалеку от церкви Александра Невского.
Открытие дансинга отмечается пышно. Интерьер в стиле арт деко. Задействованы оркестр Оскара Строка, квартет герлс, гавайские певцы, танцоры, Петр Лещенко, ведущая Эльза Буш, сценарист Лери (Владимир Владимирович Клопотовский) автор многих эстрадных дивертисментов, а также музыкальных обозрений, представлений и т. п., которые ставились, в частности, на сцене Театра Русской драмы. Вытянутый зал неблагоприятно сказывается на эстрадном пении без микрофона. Лещенко успеха не имеет, его голос кажется слабым и невыразительным. Экономический кризис в Латвии и неудачный менеджмент ресторана довершают картину.
Не просуществовав и трех месяцев, дансинг терпит крах. В ночь на субботу 28 ноября 1931 г. у Строков на Мариинской 64 обыск. В ту же ночь композитор был арестован. Суд оправдал Строка по 11 пунктам обвинения, но по двум оставшимся пунктам он попадает на 7 месяцев в долговую тюрьму. Супруга композитора распродает имущество. В камере Строк пишет Мое последнее танго. Через неполный месяц музыкант выпущен под залог и вместе с семьей вторично уезжает в Берлин, город, который уже в 1933 г. он окончательно покидает, перебравшись в Каунас, а затем вернувшись в Ригу.
Перед отъездом Строка в Берлин Лещенко с большим успехом исполняет Мое последнее танго в кафе АТ в сопровождении автора.
Мое последнее танго тематизирует воспоминания о Франции и является своеобразным прощанием с возлюбленной. Адресат точно неизвестен. Роман с Эльзой Буш? Воспоминание о Лени Либман? К тому же Лещенко подвела дикция и несовершенство грамзаписи о Марселе он поет, об артели, об отеле или борделе, трудно сказать даже после нескольких прослушиваний. Продолжая французскую линию, по ритмической структуре это наиболее аргентинское танго Строка. В его начальной мелодической фразе использована музыкальная символика с роковой коннотацией (т. н. катабазис нисходящий хроматичес